Как сохранить языки коренных народов? Этот вопрос обсудили за круглым столом участники конкурса «Педагог года» и представители департамента образования Югры.
Наболевшие вопросы, острота которых нарастает с каждый годом. Как сохранить языки коренных народов Югры? Какие меры и на каких уровнях необходимо предпринять? Как решать кадровую проблему, которая неизбежно встанет уже очень скоро? Эти темы обсуждали участники круглого стола в Белоярском. Депутат Думы Югры Александр Новьюхов рассказал, какая работа проведена за последний год.
Александр Новьюхов, депутат Думы ХМАО-Югры: «В течение 2017 года мы получили 5 коллективных обращений преподавателей, учителей Тегинской, Полноватской, Ванзеватской школ, которые просили определить статус алфавита хантыйского языка. Мной подготовлен проект закона, который предусматривает наделение Правительства Югры полномочиями об установлении правил правописания, орфографии и алфавита языков коренных малочисленных народов севера»
Подобный механизм был применен, в частности, в Якутии. По словам Александра Новьюхова, это позитивный опыт, который позволит двигаться вперед. Ведь ясно одно: пока у хантыйского языка нет единого алфавита, в школах нет и современных хороших учебников и методических пособий. Участники встречи высказали свои мнения по этому вопросу и внесли ряд предложений.
Софья Каксина, учитель родного языка, с.Казым: «В срочном порядке нужно принимать алфавит, в срочном порядке нужно издавать новые учебники. И я уже неоднократно говорила на разных уровнях, что для работы над учебниками нужно создавать группы, в которые вошли бы не только ученые, но и учителя-практики, которые работают в школе»
Любовь Федоркив, педагог доп.образования детского центра «Лылынг союм», г.Ханты-Мансийск: «Мы все здесь желаем одного: чтобы поскорее это все закончилось и был принят алфавит, чтобы был результат. Но с учетом мнения всех, кто работает, всех школ, чтобы никто не остался в стороне»
Другой момент – кадровая проблема. Далеко не всегда абитуриенты, знающие родные языки с детства, выбирают профессию педагога. А будущие преподаватели родного языка заучивают его в учебном заведении. Дополнительное образование, культура, искусства – там практически та же ситуация.
Александр Новьюхов, депутат Думы ХМАО-Югры: «Сегодня в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже мы уже отказались от преподавания музыковедения, где изучались бы национальные музыкальные инструменты, и по одной простой причине – нет студентов, которые могли бы это изучать»
Участники круглого стола обсудили и этот вопрос. По их мнению, со знающими родные языки детьми нужно работать индивидуально. Лариса Карпенко, учитель мансийского языка и литературы, с.Нижние Нарыкары: «Мы все видим в школе детей, которые говорят на родном языке, участвуют в олимпиадах, знаем, как они учатся. А почему бы такого ребенка не поддержать каким-то образом, понемногу вести его во время обучения в школе, направить в нужное русло пори поступлении?»
Выступить с законодательной инициативой, где будут учтены все пожелания общественности, Александр Новьюхов планирует на ближайшем заседании Думы округа. Оно состоится в апреле.
Елена Филиппова, Петр Михолап, «Время новостей», Белоярский