«Седому» – 58. Очень грамотная речь много читающего человека, глубокие жизненные размышления. Пожалуй, впервые в проекте «Разговор на передовой» в сюжете были настолько длинные куски с высказываниями главного героя.
А как их резать, даже ради чёткого хронометража, если каждое слово и каждая мысль очень весомы?«Седой» – вартовчанин, старшина танкового батальона «Чёрные барсы». Его дорога на специальную военную операцию была очень долгой.
– Когда всё началось, подал через «Госуслуги» заявление о том, что хочу пойти на СВО добровольцем. Не один раз подавал, ходил в военкомат. В связи с определёнными моментами по состоянию здоровья мне отказывали, но я попросил: если вдруг будет хоть какая-то возможность, звоните. И мне позвонили, – рассказывает «Седой».
Это был конец зимы 2023 года. Ему предложили учиться на командира танка, и он, не колеблясь, согласился. Из Югры в Елань тогда отправили около восьмидесяти таких же, как он, добровольно мобилизованных. Началась учёба: кроме танка, это ещё и тактика, и медицина, и стрельбы.
– Пришлось браться за себя, всё же служил в Советской Армии около сорока лет назад, было не так всё легко, пришлось подтягивать и моральное, и физическое состояние. Но влился в коллектив хорошо – он у нас очень братский. Мы здесь все разных национальностей, вероисповеданий, но нас объединило одно – желание в такое сложное для Родины время быть рядом, помочь ей: не прятаться, а встать, как мужчина, как воин, и исполнить свой долг, – говорит «Седой».
В тылу его ждут мать, супруга, четверо детей, внуки.
– Я знаю, что такое детство и детская радость. Я здесь ради всех детей, чтобы у них было завтра и оно было счастливым. Я здесь ради того, чтобы молодые парни, которые ещё и семьями не обзавелись, смогли это сделать. Да, супруге моей нелегко: дети у меня и взрослые, и несовершеннолетние, весь дом на ней. Но она молодец, знаю, что справится.С супругой они уже 34 года, понимают друг друга с полуслова, но в то, что будет большая война, женщина не верила.
– Я много читал, смотрел комментарии людей, знакомых с ситуацией, и знал, что война неизбежна, а она смеялась, говорила, что я опять Жириновского насмотрелся. А я был прав. И сейчас понимаю, что другого пути у нас не было: Запад очень хочет научить нас жить, сделать из нас рабов. Если мы сами за свою Родину не встанем, не остановим это всё, никто за нас этого делать не будет. Ради Бога, к нам не лезьте, мы вас не трогаем. А прийти и пытаться нас уничтожить, сделать из нас рабов – у них это не получится, – продолжает «Седой».
Он очень благодарен Югре за постоянную помощь: от полностью выданной экипировки до помощи в переоборудовании техники для защиты от дронов.
– Обратились к сенатору Эдуарду Исакову, человеку с большой буквы, которого мы очень уважаем и поддерживаем. И в кратчайшие сроки была организована эта помощь – это спасло и жизни ребят, и технику, – говорит «Седой».
Третий танковый батальон «Чёрные барсы» был организован на базе 55-й мотострелковой бригады, уже когда танкистов перевезли из ЛНР в ДНР: там прошли повторное обучение на технике, и с ноября 2023 года основным направлением стало Авдеевское.
– Наш боевой путь был такой: Водяное, Тоненькое, Пески, Авдеевка, Соловьево, Очеретино. Работали с закрытых позиций, были и потери, но задачи поставленные выполняли. С 17 на 18 февраля 2024 года мы вошли в Авдеевку через район Спартак, заняли позиции, ещё шли бои, но наша задача была найти боевые позиции для своих товарищей – её мы выполнили успешно и пошли вперёд, – вспоминает «Седой».
Танковый экипаж, по словам бойца, это три руки, которые разделять нельзя: командир, наводчик, механик. Такая вот дружба у них не только в экипаже, но и во всём батальоне.
«Седой» говорит с лёгким кавказским акцентом, природу которого удалось понять только к концу разговора, когда пришла пора передавать приветы. И первый – маме, в город Дагестанские Огни, всему роду Рамазановых. А ещё – всему Нижневартовску, который стал для «Седого» малой родиной.
«Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин», – сказал в самом начале спецоперации президент России, олицетворяя себя с многонациональной страной, вновь вставшей на борьбу с нацизмом – теперь украинским.
Владимир Путин говорил тогда в общем смысле и о нём – «Седом», дед которого воевал на фронтах Великой Отечественной. А «Седой», возможно, именно в тот вечер принял решение довести до конца дело деда.