Мы уже писали об отдельном стрелковом батальоне «Неман», успешно решающем боевые задачи в зоне специальной военной операции. Но война – это не только штурмы и оборона, не только разведка и укрепление позиций.
Солдаты не киборги – они люди, которым нужен быт. А обустроенный быт на передовой – залог успеха в бою.
Стрелковое подразделение наполовину состоит из местных жителей – дончан, макеевчан, а наполовину – из сибиряков: Югра, Омск, Тюмень, Красноярск… Помогают бойцам «Немана» волонтёры, местные жители, правительства регионов, откуда в батальон влились бойцы, в том числе и власти Ханты-Мансийского автономного округа.
Югорчане никогда не забудут тот день, когда они прибыли на передний край в состав батальона – попали под сильнейший обстрел, пока пять километров добирались до окопов. А потом началась солдатская наука.
– Каждый солдат должен знать свой манёвр, – говорит командир батальона с позывным «Юрьич». – Когда солдат готов к службе, он знает, что ему делать. И это сохраняет жизнь.
Поэтому в дни отдыха после смены вахты на боевом дежурстве обязательно находится время для тренировок – за один учебный бой каждый боец расходует 3–4 гранаты, столько же зарядов выпускает гранатомётчик, автоматчики выстреливают по 400 патронов, а пулемётчик – почти тысячу. Ребята – молодцы, говорят командиры.
– Справляются, безусловно. Никто не пасует, все понимают, для чего это проводится. А на позициях все ведут себя мужественно, готовы дать отпор, когда поступает команда продвигаться вперёд – уверенно идут, – говорит командир роты батальона «Неман» с позывным «Огонёк».
Но война войной, а обед по расписанию. По обедам в «Немане» главный – боец с позывным «Ермак». Батальонный повар на гражданке работал инженером-нефтяником, при мобилизации определили в водители, но однажды довелось ему приготовить обед – командованию понравилось, и теперь он кормит всё подразделение. Варит в огромных алюминиевых кастрюлях – такую посуду все видели в школьных столовых. Основа блюд – тушёнка: и для супа, и для каши. «Тушёнка, – говорит «Ермак», –хорошая, еда получается вкусной». В хозяйстве есть и трофейная полевая кухня, и с водой – давней донбасской проблемой – вопрос удалось решить.
– Получили гуманитарную помощь – фильтры, проточную воду очищаем дополнительно. Для приготовления пищи ребята из других подразделений набирают, готовят, – говорит «Ермак».
Рядом с кухней находится импровизированная автомастерская. Старший водитель батальона с позывным «Серый» – автослесарь и сварщик по совместительству. Он из Донецка, с ребятами из Югры сдружился очень быстро.
– Ребята отличные, проблем не было. Сработались сразу, сдружились. Классные все пацаны, – говорит «Серый».
Решена в «Немане» и ещё одна насущная проблема окопной жизни – стирка и помывка. Сначала – вёдра с кипятильниками, потом благодаря солдатской смекалке обзавелись стиральной машиной, следом баньку организовали.
Чистым и в бой идти приятнее – в этом наши парни убеждены. За спиной у «Немана» семь удачных штурмов. Штурманули, закрепились, готовятся к новому штурму – так и живут, с обращённым на запад взглядом. Позади – Россия. И впереди – Россия. Есть куда идти. Название батальона говорит само за себя.