Главный праздник. В Казыме провели Медвежьи игрища.
Село Казым – один из островков в Югре, где сохраняется живая культура северных народов. Главный обрядовый праздник Медвежьи игрища - большое событие для казымчан. Здесь даже работает своеобразная школа по изучению и передаче этого ритуала, имеющего самый глубокий смысл. Тимофей Молданов, этнограф, кандидат исторических наук, г.Ханты-Мансийск: «Главное наше божество, Нуми-Торум, спустил медведя на землю как посланца бога, богом самим быть. Но животная ипостась победила, и медведь. Для того, чтобы вновь стал божеством, надо ему все это отпраздновать, души в нужные места отправить и поднять на небо»
Праздник длится 4 или 5 дней, у каждого из них свой сценарий. Начинается все еще за порогом дома, с обряда встречи медведя. Пожалуй, это один из самых простых моментов ритуала – в отличие от особых песен или танцев.
Андрей Ерныхов, наставник Школы медвежьих игрищ: «Так-то люди владеют языком, но я так скажу: если бы каждый мог петь и танцевать, все бы пели. Мой племянник владеет языком от и до, но петь эти песни он не может – мотив сложно поймать»
Андрей Александрович Ерныхов – один из немногих в Югре хранителей знаний о Медвежьих игрищах, и, что еще важнее, исполнитель обряда, в том числе песен – самой сложной части праздника. Песен поется много, они длинные, сложные, и у каждой свой особый мотив.
Именно эту часть ритуала передать сложнее всего. Просто заучить, зазубрить песни – невозможно. Мужчины среднего возраста и молодежь под руководством Андрея Александровича встречаются в казымском музее, разбирают слова, вникают в смысл. Не так давно к ним присоединился Виктор Вагатов. На правах хозяина он сегодня наносит на специальную палочку зарубки, отмечая количество исполненных на игрищах номеров. Но сам пока не поет.
Виктор Вагатов, слушатель Школы Медвежьих игрищ: «Я не говорил на русском, когда пошел в первый класс, с детства в лесу жил. Но песни священные – у них очень сложный язык, и поймать интонацию надо, в этом еще сложность есть»
В песнях первого дня описывается как спуск медведя с неба, так и его дорога до места проведения игрищ, с указанием топонимов всей окрестной местности. Песни последующих дней поются от лица духов местности, затем на праздник приходят великие духи и сама мать-прародительница. Каждая песня имеет свое значение – в них отражены нормы и правила, все ценности общества.
Другая часть игрищ – это национальный театр. Люди в берестяных масках исполняют как шутливые песни, так и представляют небольшие сценки, высмеивающие человеческие пороки. Жадность, воровство, глупость и так далее. Некоторые связаны с табуированным языком медвежьего праздника. "Не говори глаза, говори – звездочки, не говори уши, а скажи – пенечки", – учит трусливого товарища герой одной из сценок.
На праздник собрались не только казымчане, но и несколько белоярцев. Были гости из Ханты-Мансийска и Мегиона. Коллеги казымских музейных работников и исследователей приехали посмотреть, как здесь сохраняется ритуал.
Ирина Тырлина, сотрудник Экоцентра г.Мегион: «Хорошо, что они сохранили этот обряд. Нужно сделать все, чтобы это наследие долго бытовало»
Медвежьи игрища проводятся даже в Казыме сейчас не так часто. Перерыв между этими и предыдущими составил три года. Цель именно этих игрищ организаторы видели в сплочении общины – сделать праздник так, как это было в старину, всем миром, не дожидаясь гранта или другого вида финансирования этого действа. Каждый вносит свою лепту. Только с таким подходом, считают казымчане, древний обряд можно сохранить.
Елена Филиппова, Юрий Орлов, «Время новостей», село Казым.