Школьная форма существует в большинстве стран мира. Она создает деловое настроение, смягчает разницу между семьями с разным доходом и подчеркивает единение учащихся. Однако в разных регионах многонациональной России то тут, то там вспыхивают споры вокруг внешнего вида учеников: предметом раздора становятся хиджабы и никабы. Недавно с такой проблемой столкнулся Нижневартовск и решил ее согласно закону.Правила без исключений3 сентября 2025 года в нашей стране начал действовать ГОСТ Р 71582-2024 по школьной форме. Стандарт носит рекомендательный характер, он устанавливает единые требования к одежде учеников с 1-го по 11-й класс. В связи с этим в школах Нижневартовска департамент образования города установил четкие требования для школьной одежды: она должна быть удобной, эстетичной и светской. А главное – никаких головных уборов и другой атрибутики, указывающей на религиозную принадлежность, чтобы каждый учащийся чувствовал себя частью общего коллектива. В частности, запрет коснулся хиджабов и никабов. Информацию до родителей учеников классные руководители довели заранее. Некоторые мусульманские семьи выразили свое возмущение по данному поводу, на что директор департамента образования Нижневартовска Оксана Серебренникова твердо заявила:
– Если родители принимают решение, что их ребенок должен ходить именно в религиозной одежде, у них есть законное право выбрать семейную форму обучения.
Несмотря на активное обсуждение темы в соцсетях, массовых жалоб от горожан не поступало. Некоторые родители пытались оспорить запрет с привлечением полиции, но их претензии были отклонены, поскольку уставы учебных заведений четко регламентируют внешний вид учащихся.
Остальные, взвесив все «за» и «против», согласились отправлять своих дочерей в школу без хиджабов.
В депобразования Югры разъяснили, что требования к школьной форме регулируются постановлением правительства региона, утвержденным еще в декабре 2013 года (постановление № 261-п «О типовых требованиях к одежде обучающихся в государственных и муниципальных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
Общий вид, цвет, фасон и правила ношения школьной формы устанавливаются локальным нормативным актом каждой отдельной образовательной организации. При поступлении в школу обучающихся и родителей знакомят с правилами внутреннего распорядка, включая требования к внешнему виду.
– Требования к одежде в школе вводятся для создания образовательной атмосферы, необходимой для занятий, укрепления дисциплины и порядка, создания общей культуры и эстетики внешнего вида, устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися, предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками, – поясняет заместитель директора департамента образования Югры Инна Святченко.
Побеждает законХиджабы в школах Верховный суд России «отменил» еще в 2013 году, поддержав решение Ставропольского краевого суда, не разрешившего школьницам-мусульманкам ходить в платках. Недавно скандал вокруг хиджаба разгорелся в Хабаровске. Из-за замечания, которое сделали ученице в религиозном головном уборе, отец девочки нагрубил директору, а после решил пожаловаться на ущемление своих прав в прокуратуру. Были громкие истории в Мордовии, во Владимирской области. И всегда государство вставало на сторону закона. Верховный Суд РФ неоднократно в своих актах указывал, что установление органами государственной власти субъектов РФ запрета на ношение религиозных элементов одежды, в частности, головных уборов, не нарушает право исповедовать любую религию, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения.
Как говорит муфтий Югры Тагир хазрат Саматов, ислам не требует от несовершеннолетних девочек носить хиджаб, но в старших классах они должны прикрывать свое тело. Муфтий подчеркивает, что ношение обычного платка – распространенная практика в России как среди православных, так и среди мусульманок. В целом, если мусульманская школьница одета в соответствии с формой, хорошо учится и при этом носит обычный платок светлых тонов, это не должно привлекать негативного внимания.
– Но в то же время родителям нужно с пониманием относиться к уставу и правилам конкретной школы. Например, девочка может носить платок по пути в школу и надевать его после окончания занятий. Но если вопрос принципиальный для семьи, то нужно подбирать образовательную организацию, где ношение головного убора предусмотрено правилами внутреннего распорядка, чтобы ребенок мог продолжать обучение, – отмечает Тагир хазрат Саматов.
Вместе с тем муфтий обращает внимание, что в современных школах допускается ношение школьницами коротких юбок и одежды с открытой зоной декольте. Это тоже неправильно.
– Единый стандарт одежды должен быть одинаковым для всех учеников, независимо от их религиозных убеждений или этнической принадлежности, как это было в Советском Союзе, – резюмирует он.
Не разделять, а объединятьПедагоги нижневартовских школ отмечают, что после введения стандарта по единому внешнему виду учеников между школьниками как будто упала незримая стена – дети стали более сплоченными. Такого же мнения придерживаются многие родители. Представитель Совета отцов, Общественной палаты Нижневартовска Ренат Губайдуллин считает, что религиозная атрибутика в школах создает ненужное разделение среди детей.
– Никто не запрещает вне стен учебного заведения идти в храм либо в мечеть. Но в школе дети должны быть едины. Я вспоминаю советское время, где единая школьная форма способствовала нашей сплоченности и равенству. Школа – не арена для религиозных дебатов, а место, где дети сосредотачиваются на учебе. Мы все – граждане многонациональной страны, и должны стремиться к сплочению, а не к разобщению, – убежден вартовчанин.
Его поддерживает член родительского комитета одной из нижневартовских школ Руслан Муртазин:
– Как отец двоих детей и как представитель традиционной татарской культуры, в которой ислам играет важную роль, поясню свою позицию. В нашей семье мы уважаем религиозные чувства и традиции, но твердо убеждены, что религия – это личное дело каждого человека и его семьи.
По словам Руслана Глюсовича, мы должны воспитывать в детях уважение друг к другу, а не подчеркивать различия.
– Религиозное воспитание и практика – это то, что должно происходить дома, в семье и в стенах культовых учреждений, а не в школьном классе, – считает он.
Опытом решения вопросов относительно школьной формы поделилась директор Центра образования № 7 им. Дунина-Горкавича А.А. в Ханты-Мансийске Ксения Букренева:
– В своей работе мы руководствуемся Конституцией, законом об образовании, региональными нормативными актами и уставом. Это значит, что учебный процесс строится на принципах равенства, нейтральности и уважения к правам и убеждениям каждой семьи. В школе действует положение о единой форме и требования к внешнему виду учеников. Они нужны не только для поддержания порядка и деловой атмосферы, но и для того, чтобы все дети чувствовали себя в равных условиях и могли сосредоточиться на учебе.
Если у родителей возникают индивидуальные просьбы, в том числе связанные с религиозными традициями, руководство школы всегда готово обсудить их. Такие ситуации рассматриваются в рабочем порядке: без конфликтов, через обращение к администрации, консультацию с педагогами, психологом и родительским советом.
– Главное – чтобы решения принимались в рамках действующих правил и не нарушали безопасность и комфорт всех участников образовательного процесса, – подчеркивает Ксения Геннадьевна.
То, что сегодня школы России устанавливают форму для учеников – это не нарушение прав ребенка, а соблюдение принципов равенства и порядка. Именно в школе начинается воспитание уважения к правилам и нормам государства, в котором живем. И все мы, в каком бы уголке России ни жили, откуда бы ни приехали, должны соблюдать законы нашей страны. И исключений здесь быть не должно.
Показателен факт, что в Турции, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане и ряде других стран с тотальным преобладанием мусульманского населения ношение хиджабов либо запрещено, либо не считается обязательным.
В Казахстане официально ношение платка по религиозным соображениям в общественных местах не возбраняется. Но надевать его в учебные заведения, согласно поправкам в закон «О религии», запрещено – за это можно получить штраф за «несоблюдение требований к школьной форме». Официальная позиция правительства страны — включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается для сохранения внутреннего распорядка учебного заведения в соответствии с принципами светскости.
Источник:
ugra-news.ru